Луи Рено: из сорванца - в спасителя нации PDF Печать E-mail
История Renault
07.07.2007 05:00
Луи Рено

 

Как показывает исторический опыт, чтобы стать знаменитым человеком, вовсе необязательно хвалиться школьным аттестатом с одними "пятерками". Очень часто навыки и любовь к какому-либо виду деятельности проявляются абсолютно спонтанно, и никак не зависят от окружения, в котором растет будущий гений.


Луи Рено прошел путь от сорванца до "спасителя нации", чтобы, в конце концов, остаться преданным забвению своей же страной жизнью

Более того, со временем эти способности могут превратиться в настоящую силу, которая способна внести значительный вклад в историю человечества. Луи Рено - яркий представитель таких вот "самоделкиных", который смог пройти путь от заурядного и ленивого подростка до известного промышленника и одного из главных автопроизводителей не только национального, но и всего мирового масштаба.

Луи родился в Париже в 1877 году, в благостные для Франции времена. В семье типичных буржуа царил покой и достаток. Еще бы - отец Альфредо, успешный галантерейных дел мастер и коммерсант, - владел фабрикой и торговым центром, а мать Луиза происходила из знатного французского рода. Малыш был постоянно окружен вниманием родителей, многочисленной прислуги, а также своих старших братьев и сестер, что в значительной мере способствовало тому, что Луи рос избалованным мальчиком и сорванцом, для которого неудовлетворительные оценки являлись нормой.
 
Молодой Луи Рено в сарае конструирует что-то

Видя, что Луи ничего в жизни не интересно, кроме техники, отец выделил подростку сарай, где тот сутки напролет возился с двигателями

Единственное, что будущий французский гений воспринимал всерьез - это технику и электричество. Впрочем, это и неудивительно - на дворе как раз было время абсолютно новых открытий и изобретений, и мальчишки с открытыми ртами следили за наступлением нового этапа в жизни человечества. Однако Луи был не просто сторонним наблюдателем, обладая редкой интуицией, он пытался понять принцип работы механизмов и самостоятельно творить. Уже в одиннадцатилетнем возрасте, чтобы "оптимизировать процесс освещения в комнате" и не вставать с кровати, он сконструировал гальваническую батарею - тянешь за веревку, и пластины опускаются в кислоту, вырабатывая электричество для лампочки. А еще через некоторое время Луи сбежал из дома и, уговорив знакомого кочегара, прокатился в локомотиве до Руана, изучая принцип работы паровой машины.

Тем временем Рено оканчивал школу, и нужно было задумываться о будущем. Видя, что младшенький явно не собирается продолжать отцовское дело, Альфредо предлагает такой вариант: он покупает сыну для экспериментов старый мотор фирмы Panhard и знакомит с известнейшим конструктором паромобилей тех лет Леоном Серполле, а Луи, в свою очередь, должен получить техническое образование.

Луи Рено на одном из своих первых автомобилей

Скопив денег, Луи приобретает автомобиль фирмы De Dion-Bouton, который полностью перестраивает, создав тем самым свое первое творение, которое назвал Voiturette

Отец выполнил свои условия: юноша теперь круглосуточно занимается в мастерской Серполле или работает в выделенном Альфредо сарае, где старается совершенствовать двигатели, осознавая, что полностью и бесповоротно влюбился в автомобили и больше без них не видит смысла в своей жизни. Однако выполнить свое данное обещание - поступить в техническую школу, Луи не удается - он с треском проваливает вступительные экзамены, после чего, как и в наши времена, вынужден отправиться служить в армию.

Братья Рено

Слева направо: Марсель, Луи и Фернанд Рено - в 1899 году они регистрируют компанию Renault Freres, в которой старшие братья берут на себя менеджмент и коммерческие заботы

Вернувшись домой, Рено вновь бросается с головой в свое увлечение. От моторов молодой человек переходит непосредственно к автомобилям. Скопив достаточную сумму денег, в 1898 году он приобретает "самодвижущийся экипаж" фирмы De Dion-Bouton и принимается за его основательную реконструкцию.

Главным же новшеством, которое станет переломным в автомобильной истории, была трансмиссия с кулачковым зацеплением, которая и в наши дни используется на гоночных автомобилях. Повсеместно устанавливавшиеся тогда цепной привод и шестеренки он просто отправил "в утиль", а вместо этого поставил на свой автомобиль карданный вал и трехступенчатую коробку передач с задним ходом и прямой третьей передачей, которая позволяла передавать на колеса всю мощность двигателя. Годом позже на свое изобретение он получит авторское свидетельство.

Завод Рено в Биянкуре

Выделенный когда-то отцом для экспериментов сынишки сарай, превратился вначале в завод, а позже и в целый заводской комплекс

А пока же, в канун нового, 1899 года, друзья Луи начали подтрунивать над его автомобилем под названием Voiturette, что в переводе означает "повозка", в том духе, что его изобретением особо гордиться нечем, и оно ничем не отличается от остальных подобных машин. В разгаре спора, молодые люди согласились на сделку: если Рено сможет преодолеть одну из крутых улочек, размещенную на парижском холме в одноименном районе Монмартр, то получит круглую сумму денег. Дело в том, что в те времена из-за несовершенства конструкций первых автомобилей езда в гору представлялась крайне тяжелой и превращалась в настоящую пытку.

Блестяще справившись с заданием, будущий автопроизводитель получил в виде выигрыша не только стартовый капитал, но и 12 заказов на производство подобных автомобилей, а также: требование от одного из знакомых отца Луи, присутствовавшего при этой исторической поездке, немедленно продать ему Voiturette, которое радостный Рено, как доказательство своих заслуг, моментально и выполнил. В честь этого памятного события, на этой парижской улице до сих пор проводятся соревнования ретромобилей.

Первый массовый автомобиль Renault

Самое известное французское такси постройки Луи Рено, которое в Первой мировой войне помогло спасти столицу от немецкой оккупации

Так началась эпоха Рено-автопроизводителя. Видя, что пора подходить к делу абсолютно серьезно, Луи обращается к своим старшим братьям - Марселю и Фернанду, с предложением организовать совместное предприятие. В 1899 году они регистрируют компанию Renault Freres, в которой административную и коммерческую части полностью берут под свой контроль старшие братья, поскольку они уже имели соответствующий опыт работы на отцовской текстильной фирме. А вот Луи всецело посвящает себя разработке и конструированию автомобилей. Правда, уже через десять лет, в связи с трагической гибелью братьев, один из которых разбился во время гонки Париж - Марсель, Рено предстоит полностью взять на себя бразды правления компанией.

Выделенный когда-то отцом для экспериментов сынишки сарай, превратился вначале в завод, а позже и в целый заводской комплекс. Уже в первые годы ХХ века предприятие Рено ежегодно получало заказы на изготовление сотен автомобилей, притом что некоторые из них стоили баснословно дорого - 3000 франков или десять лет работы со средней по стране зарплатой. Каталоги фирмы Renault предлагают несколько моделей, в том числе и представительского класса с запатентованным Луи закрытым кузовом.

Дорогие модели Рено 30-х годов XX века

Роскошные люксовые автомобили Рено 1930-х годов, такие как Reinastella и Nervastella, были словно ответом на помешательство и буйство высшего сословия в ожидании неминуемого "кровавого конца"

Рено становится известным и не перестает удивлять общественность все новыми своими изобретениями: вот он получил авторское свидетельство на систему питания с турбонагнетателем, потом сконструировал и сам же изготовил быстросъемные свечи, для замены которых не требовалось разбирать весь двигатель. А здесь уже на подходе и пневматический стартер, и гидравлические амортизаторы, и наклонная рулевая колонка, и раскладные сиденья, и даже: "приспособление для размещения багажа", или, просто-напросто багажник - словом, не так уж и плохо, как для бывшего "двоечника"!

Понимая, что, чем шире сфера деятельности, тем больший коммерческий успех можно завоевать, Луи начинает устанавливать двигатели на все, что только можно. Кроме выпуска множества модификаций автомобилей, он завоевывает и сферу общественного транспорта, выпустив автобус и вместительное такси с кузовом ландоле, которое прославилось во время Первой мировой войны.

Парижский таксопарк, состоявший из нескольких сотен подобных автомобилей, помог в кратчайшие сроки перебросить четыре тысячи французских солдат-резервистов на линию фронта, что помогло одержать первую победу над немцами и предотвратить оккупацию столицы. Один из этих таксомоторов до сих пор является важным экспонатом Музея военной истории.

Танк Renault

Легкий танк FT17 позволил выиграть решающую битву, которая завершила Первую мировую войну, за что французы в благодарность стали именовать Луи Рено не иначе как "спасителем нации"

Но настоящую славу и признание Луи Рено получил за свои значительные заслуги в деле содействия победе в Первой мировой войне. Его 15 тысяч выпущенных авиационных двигателей помогали авиации союзников удерживать превосходство в небе, а медицинские автомобили - спасать жизни сотен раненых солдат. А кроме того, Луи заявлял, что он может делать все, что будет необходимо - кроме техники, он также занялся производством большого числа различного снаряжения и оборудования, изготавливал даже носилки. То есть, Рено сумел занять позиции везде, где только можно себе было представить.

Однако самую большую рекламу ему принес сконструированный легкий танк FT17, остававшийся на вооружении французской армии вплоть до Второй мировой войны. Его превосходное качество и маневренность позволили войскам союзников проломить немецкую линию обороны и выиграть решающую битву, которая завершила Первую мировую войну в 1918 году. Мощную рекламу танку сделал и выдающийся американский генерал Джордж Паттон, лично "вырулив" на нем на место битвы. После окончания войны Рено становится во Франции производителем номер один, о его репутации становится известно всему миру, а благодарные соотечественники называют Луи, не проведшего ни дня в окопе, не иначе как "спасителем нации".

Семья Луи Рено

Луи Рено, жена Кристиана Буллер и сын Жан-Луи Рено: болезненные отношения супругов поддерживались исключительно любовью к своему ребенку

Оставался единственный фронт, на котором Луи не имел успехов, - личный. Свою будущую жену, Кристиану Буллер, он случайно встретил перед началом войны, в 1914 году, заходя по делам в военное ведомство. Правда, тогда состоялся лишь обмен взглядами: А спустя четыре года на благотворительном аукционе, устроенном в пользу ветеранов войны, 41-летний Луи повстречал ее вновь. Они узнали друг друга, и уж как-то очень быстро сошлись, поженившись уже через два месяца после личного знакомства. Однако отношения эти были болезненными. Они были как бы одновременно и вместе друг с другом, и вместе со своими любовниками и любовницами. Единственное, чему радовался Луи, - это своему сыну. Что ж, тогда было особое время:

Особое время было и для диковинных автомобилей, таких как представительская модель класса люкс и первая "леворульная" модель Reinastella с 8-цилиндровым двигателем объемом более 7 л, роскошная пяти- или семиместная Nervastella с закрытым кузовом, или элегантная Vivastella со спрятанными под колпаками задними колесами. Словом, большие роскошные автомобили от Рено как будто были ответом на помешательство и буйство высшего сословия в ожидании неминуемого "кровавого конца" - Великой депрессии, бунтов рабочих на заводах Renault и, нависшей тени оккупации фашистской Германии.

Луи Рено словно знал о том, что мир стоит на пороге очередных коренных изменений. Перед самым началом Второй мировой войны он посетил приснопамятный Берлинский автосалон, где Фердинанд Порше как раз представлял фюреру осуществившуюся их совместную мечту - прототип будущего "народного автомобиля". Там Рено удалось пообщаться с Гитлером, после чего он сделал вывод, что войны избежать не удастся. Вернувшись в Париж, Луи объявил, что французам, как и немцам, нужны дешевые автомобили, поскольку Францию ожидают не лучшие времена. И, следуя этой своей заповеди, бросился создавать свой первый массовый автомобиль - малогабаритный двухдверный Juvaquatres с литровым четырехцилиндровым двигателем:

Двухдверный Renault Juvaquatres

В преддверии Второй мировой войны, пообщавшись с Гитлером и увидев прототип "народного автомобиля" Фердинанда Порше, Рено приходит к выводу о том, что нужно строить массовый автомобиль, коим стал двухдверный Juvaquatres

Немецкие войска быстро оккупировали Францию. На этот раз главный поставщик французской армии своими творениями ничем не мог помочь своей стране. Сегодня многие утверждают, что "спаситель нации" предал страну, и, ради сохранения своих заводов, согласился на сотрудничество с оккупантами. На самом же деле, Рено отказался от производства военной техники для нужд немецкой армии, за что его собственность попросту реквизировали, а самого Рено оставили в качестве зицпредседателя. А все ключевые позиции на предприятиях, как и во всех французских компаниях, заняли люди из Daimler-Benz. Кроме того, и состояние здоровья Луи оставляло желать лучшего. А после того, как в 1942 году авиация союзников стерла с лица земли более 80% производственных мощностей компании, у него проявилась афазия - необратимые нарушения речи вследствие поражения головного мозга.

После освобождения Франции в 1944 году больного старика никто не искал - Рено мог спокойно поехать куда угодно. Однако он предпочел прийти к властям, чтобы поговорить о будущем. Но разговора не получилось: опьяненное победой общество жаждало крови, и Луи, по обвинению "в сотрудничестве с нацистской Германией", бросили в тюрьму: Смерть "спасителя нации" покрыта завесой тайны, однако она была выгодна многим. Поскольку на мертвого свалили свои прегрешения множество людей, которых впоследствии оправдали, а многомиллионное имущество компании теперь без проблем можно было национализировать: Спустя два месяца после пребывания в тюрьме сердце Луи Рено перестало биться. Вскрытие выявило проломленный череп и отбитые почки, однако расследование обстоятельств смерти так и не было проведено.

Единственным свидетелем, который общался с Луи незадолго до его смерти, стала тюремная медсестра. Находясь в предсмертной агонии, старик умолял ее передать властям свою просьбу, оставить ему хотя бы один цех, где бы он мог собирать автомобили; ему не нужно богатство, пускай забирают компанию, но только не возможность заниматься любимым делом. Однако Франция отвернулась от своего героя, зато с удовольствием воспользовалась его творениями - уже через год после окончания войны по дорогам страны забегали "народные" Juvaquatres.
 

"Renaultstory" - автомобили и дилеры Renault - © Renaultstory.ru 2006-2024. All rights reserved
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Renaultstory.ru обязательна (в интернете гипертекстовая)
info@renaultstory.ru
Политика конфиденциальности (Privacy Policy)