Наперегонки с судьбой. Самая кровавая гонка. Печать
История Renault - История Renault
23.08.2006 05:00

Самая кровавая гонка

 

В 1903 году автомобильные клубы Франции и Испании проводили очередную грандиозную гонку Париж – Мадрид. По замыслу организаторов сотни тысяч зрителей в десятках городов и деревень этих двух стран должны были наблюдать за борьбой спортсменов, а участники – демонстрировать свое мастерство на маршруте, проложенном по самым обычным дорогам, где даже не прекращалось движение. Но неожиданно для всех состязание превратилось в бойню: оно унесло жизни десяти человек, еще десятки людей остались калеками.

 

СОБЫТИЕ ГОДА

А начиналась трагедия как грандиозный автомобильный праздник. Шутка ли, на отборочный этап записалось свыше 300 спортсменов! В том числе такие известные гонщики своего времени, как Тьери, Фурнье, Массон, Габриэль, де Книфф, Лорейн-Боров, Луи и Марсель Рено… За плечами некоторых из них уже были победы в подобных соревнованиях.

Масла в огонь подливало и то, что самые известные фирмы Англии, Германии, Франции и Италии сочли необходимым показать свою продукцию в деле. Здесь были De Dietrich и Моrs, Panhard и Renault, De Dion и Меrсеdes, Wolseley и FIAT. Некоторые производители выставили на состязание несколько машин: со старта ушла дюжина De Dietrich, четырнадцать Mors, четыре Renault, но всех опередила марка Panhard – от нее было заявлено целых 15 автомобилей! На старт в общей сложности вышли 224 участника, которым предстояло за три дня преодолеть маршрут протяженностью 1307 км. Автомобили и мотоциклы гонщиков разделили на пять классов – в зависимости от веса. Самые большие машины были оснащены моторами, объем которых достигал 11–14 л при мощности 70–80 л.с.

Предвкушая радостное событие, Париж не спал. Современники вспоминали: «В последнюю ночь сто тысяч парижан собрались у Версальского дворца, чтобы лицезреть начало гонки… От Бастилии до Маделейн все кафе, ресторанчики и ночные клубы были забиты посетителями; коротая время за ужином, за каждым столиком собрались владельцы автомобилей, мотоциклов и велосипедов, ожидая того момента, когда им будет позволено выехать к Версалю. Спустя некоторое время знаменитые парижские бульвары представляли собой необычное зрелище. Ежеминутно два, четыре и даже шесть автомобилей проезжали в окружении облаков пыли и энтузиазма».

ОТ ПРАЗДНИКА К ТРАГЕДИИ

Старт был дан в половине четвертого утра, и поначалу ничто не предвещало несчастья. Наряду с профессиональными гонщиками-мужчинами в соревнованиях участ­вовали и три женщины: мадам дю Гаст на De Dietrich, мадам Локерт на Ader и мадмуазель Жоливе на мотоцикле.

Впоследствии, вспоминая об этой гонке, Камила дю Гаст писала: «Вскоре после старта стало ясно, что все предстоящее грозит обернуться печальными последствиями. Трасса, по которой проходил маршрут, находилась в ужасном состоянии. Главным врагом спортсменов была пыль: она облепляла шоферов с ног до головы, забивалась под защитные очки, мешая наблюдению за и без того отвратительной дорогой. Если учесть то обстоятельство, что средние скорости находились в пределах 100 км/ч, то не удивительно, что результатом одного дня гонки стали десять человек погибших и бессчетное количество раненых и пострадавших». В числе погибших был и один из знаменитых братьев Рено – Марсель, разбившийся неподалеку от местечка Куше-Верак.

Несмотря на то что участники гонки имели возможность заранее ознакомиться с трассой, во время соревнования они с трудом узнавали ее. С дорогой произошли «чудесные» превращения. Повсюду на обочинах стояли толпы любопытных, то и дело выбегавших на трассу. Велосипедисты, сопровождавшие автомобили в городах, еще больше затрудняли движение и увеличивали опасность столкновений. Страшная жара, стоявшая в день проведения гонки (столбики термометров в тени поднимались до 40 градусов по Цельсию), выматывала шоферов. Уставшие гонщики теряли бдительность на наиболее опасных участках, машины переворачивались, калеча своих хозяев.

Представление о том, что творилось на трассе, дают записки уже упоминавшейся нами мадам дю Гаст, которая, даже спустя несколько лет, с трепетом вспоминала: «Только что мы прошли контроль в Пуатье, меня настигают Фарман, Женатци и несчастный Марсель Рено, машина которого опрокидывается на моих глазах. Я чувствую, что мне становится дурно среди всей этой толпы. Когда мы добрались до Комб-дю-Лу, нас ожидало печальное зрелище: машина Стэда (одного из одноклубников г-жи дю Гаст) опрокинута, сам Стэд, раненый, испускает жалобные стоны. Мы останавливаемся, нужно позаботиться о нем. У него сломаны плечо и бедро».

ПЕЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ

Беспрерывно поступавшие в Париж сообщения о несчастных случаях послужили поводом к изданию специального правительственного указа о прекращении гонки в Бордо. Рассказывают, что организаторы хотели переправить машины на испанскую территорию и там продолжить состязание, однако испанское правительство поддержало запрет.

Соревнование пришлось прервать раньше времени. Но отказаться от подведения итогов и присуждения призов было невозможно. По результатам первого этапа в категории «больших автомобилей» победителем стал гонщик Габриель на автомобиле фирмы Mors, оснащенном 70-сильным двигателем, показавший среднюю скорость 105 км/ч. Первое место среди «легких автомобилей» досталось Луи Рено на автомобиле его фирмы с двигателем мощностью 30 л.с. Массон на Kleman занял первое место среди «вуатюреток», показав при этом среднюю скорость 75 км/ч.

Массовые несчастные случаи и гибель десяти человек заставили власти назначить расследование. Создали следственную комиссию, которая, изучив обстоятельства дела, заключила: «Гонки между городами представляют собой вредную и опасную форму автомобильных состязаний». Обоснование этой сентенции было таким: «Во-первых, на протяжении 500–600 км дорога не может быть закрыта для нормального движения, следовательно, невозможно соблюдать элементарные правила общественной безопасности; во-вторых, тренировка для изучения дороги на таком длинном маршруте неосуществима, ориентация конкурентов в ходе состязаний затруднена; в-третьих, агитационное значение гонки невелико, так как зрители не могут следить за борьбой конкурентов».

Столь суровый вердикт положил конец автомобильным гонкам между городами. Начиная с 1903 года и до начала Первой мировой войны все соревнования на скорость проходили исключительно по замкнутым маршрутам ограниченной протяженности, которые на время проведения гонок перекрывались для движения посторонних транспортных средств и ограждались от любопытствующей публики.

Разумеется, неудачу грандиозного автомобильного шоу, каким обещала стать гонка Париж – Мадрид, невозможно было целиком списать на внешние условия, но причина фиаско, помимо прочего, была еще в том, что автоклубы Франции и Испании провели подготовку к этому меро­приятию недостаточно тщательно. Но не потому, что не хотели вкладывать в это дело силы и средст­ва, а потому, что национальные автомобильные клубы, каким бы влиянием они ни обладали, были не в состоянии решить все проблемы, связанные с соревнованиями подобного масштаба. Здесь нужна была уже международная организация автомобилистов.

Константин Шляхтинский
www.autonews.ru